5 случаев, когда собственный мозг обманывает нас и манипулирует нашим поведением.

Человеческий мозг - настоящее чудо, с котором не сравнится ни один самый современный компьютер. Он контролирует сердцебиение, давление и дыхание, организует ритм сна и бодрствования, регулирует мышление и память, одним словом, полностью отвечает за работу нашего организма. Мозг делает нас теми, кто мы есть. И все это 24 часа в сутки, безостановочно. 

Но самое поразительное и даже пугающее, что иногда наш мозг манипулируем нашим поведением и даже обманывает нас (конечно, ради нашего же блага). Сегодня мы поговорим о 5 типичных трюках нашего мозга, которые знакомы каждому.

1.) Мы видим то, во что верим

Знаменитое выражение "не верь глазам своим" очень точно передает суть этого трюка. Нам кажется, что то, что мы видим или слышим сами, и есть правда, однако мозг намного легче воспринимает ту информацию, которая соответствует нашим убеждениям. Если мы очень хотим верить во что-то, то везде будем находить подтверждение своей правоты. Факты, противоречащие нашим убеждениям, будут казаться незначительными и малочисленными. Вот почему нам больше всего нравится проводить время с людьми, которые думают так же, как и мы, и разделяют наши взгляды. В то же время все противоположные точки зрения оказываются вне фокуса, почему психологи и говорят об искаженном восприятии.  

Аналогично работает и иллюзия частоты: при этом явлении, например, мы вдруг начинаем замечать всех беременных женщин на улице, когда сами хотим ребенка. Или повсюду натыкаемся на автомобили той же марки, которую мы сами недавно приобрели.  

portret 680 : carrying the weight of the future

2.) Наш мозг путает причину и следствие

Другая частая ошибка, которую совершает наш мозг, – смешивание причины и следствия. Примером этого заблуждения может быть следующее: типичное телосложение пловца – это результат многих трудоемких тренировок, а не необходимое условия для занятий этим спортом, как порой думает наш мозг.

Хотя, разумеется, чтобы стать профессиональным пловцом, понадобится определенная физическая предрасположенность. Например, относительно длинный торс и довольно короткие ноги, так же как и широкие плечи и крупная грудная клетка – те физиологические способности, которые помогут пловцу добиться особенных успехов. 

Swimmers

3.) Постоянные сравнения

Вместо того, чтобы самостоятельно и независимо принять решение о покупке той или иной вещи, наш мозг нередко ориентируется на так называемый эффект сопоставления. Это значит, что мы покупаем что-то не из-за привлекательной цены на этот товар, а потому, что эту цену наш мозг сравнил с ценой аналогичных товаров или ценой до скидки. 

Например, ты видишь пару обуви и понимаешь, что цена слишком высока, ты не станешь покупать эту обувь. Однако если ты узнаешь, что цена на эту пару обуви была снижена в два раза, твой мозг сочтет это очень выгодной сделкой и буквально принудит тебя приобрести именно эти ботинки. В этой ситуации речь идет не о привлекательной себестоимости товара и не о том, насколько тебе нужна эта обувь, а об эффекте выгодного предложения. Именно на этом и зарабатывают маркетологи!

Espadrille delight

4.) Неверные прогнозы

Орел или решка? Вероятность выпадения той или иной стороны при броске монеты равна 50%. Однако если монету подкинули уже 20 раз подряд и каждый раз выигрывала "решка", твой мозг обманет тебя и будет думать, что вероятность выпадения "орла" теперь гораздо выше. На самом деле она по-прежнему будет составлять 50%.  

Это явление называется ошибкой игрока. Именно оно виновато в том, что многие люди ежедневно проигрывают уйму денег в казино. Все они надеются, что после ряда проигрышей удача все-таки улыбнется им, более того, что ее вероятность станет выше. На самом же деле риск проигрыша, как и вероятность выигрыша, с каждой новой игрой остаются неизменными.

Coin Roll

5.) Миллион оправданий

Стокгольмский синдром – это явление, при котором жертва сочувствует своему похитителю и даже начинает испытывать к нему симпатию. Что-то подобное происходит, когда мы принимаем решение, о котором потом жалеем. Например, если ты купишь что-то бесполезное, твой мозг будет пытаться убедить тебя, что тебе это необходимо, пока ты сам в это не поверишь и не оправдаешь эту покупку. Из-за внезапной симпатии к не самому приятному приобретению это явление даже называют "стокгольмским синдромом покупателя".  

woman window shopping

Без сомнения, наш мозг ежедневно принимает тысячи важных решений. Так что ничего удивительного в том, что время от времени он допускает ошибки и пытается упростить нашу жизнь. Но теперь, когда ты знаешь, что мозг может манипулировать твоим поведением, ты сможешь взять ситуацию под контроль и отреагировать правильным образом. Так что никаких ненужных покупок и поспешных выводов! Поделись новыми знаниями с друзьями и близкими!

Источник:

buffer

Комментарии

Смотрите также